Войти с помощью: 
Войти с помощью: 
Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Вокруг определенного ряда профессий всегда существовал и существует набор стереотипов и загадочных предположений. Что-то из серии «Ты ж программист: не может быть, чтобы ты не умел чинить ноутбуки» или «Да все журналисты пьют каждый день, как в последний раз». И в этом контексте просто нельзя не упомянуть такую сферу, как авиация: количество мифов вокруг представителей «воздушных» профессий зашкаливает. Публикуем интервью с Елизаветой — стюардессой с двухлетним стажем в иностранной авиакомпании.


Но с одной оговоркой: девушка настаивала на полной анонимности. Так что ни настоящего имени, ни названия компании мы, увы, сообщить не имеем права.

Как вышло, что сейчас ты работаешь в крупной международной авиакомпании? С чего все началось?

Все достаточно банально: в школе мне нравился английский язык. Только этот предмет и учила, если честно. В девятом классе уже начала думать, куда поступать, позже и родители подключились – нашли классного репетитора-носителя языка. Выбрала в итоге Минский государственный лингвистический университет, переводческий факультет. Хоть я родилась и выросла в Бресте, поступать захотела в столицу.  На бюджет все-таки не смогла пройти — в 2010 году проходной балл был что-то вроде 350, я набрала на 15 меньше. Обидно, но горевала недолго, потому что затраченные средства окупались: много языковой практики, интересные семинары и т.д.

Пять лет отучилась, стажировалась во время учебы в переводческих конторах, но хотелось чего-то эдакого в плане работы. Переводчиком или преподавателем я себя не видела. Спустя месяца три после получения диплома наткнулась на вакансию в интернете. Проходил набор стюардесс для арабской авиакомпании.

Ты не насторожилась, когда увидела, что компания базируется в ОАЭ? Не зря говорят, Восток — дело тонкое и все такое… Не испугалась?

Вообще да, сначала напряглась. Но прочитала много отзывов, да и нашлись знакомые, которые пользовались их услугами. «Ну, ни пуха ни пера!» —подумала я и записалась на собеседование. По всем требованиям проходила: рост — не ниже 160, свободное владение английским, высшее образование, внешность приятная. Казалось бы, набор минимальный, но на самом деле точных критериев отбора не существует — все решает именно собеседование:как себя представит кандидат, что предпримет в стрессовой ситуации, которую специально смоделируют члены комиссии.

Кстати, о стрессовых ситуациях: слышала, что довольно часто задают провокационные вопросы а-ля…

 …а-ля «А что вы будете делать, если вас пассажир за коленку схватит?». Смешно, но у меня именно это спросили. А я такая думаю — о, время для шуточек — и отвечаю: «Тоже его за колено схвачу!». Похвалили за сообразительность: это может показаться странным, но так и правда нужно делать, чтобы не создать психологически не комфортную ситуацию на борту. Вообще, собеседование не показалось мне очень трудным, разве что стесняться не нужно, когда перед тобой сидит комиссия из 8 человек. Конкурентов у меня, кстати, довольно много было — в тот день пришло около 50 человек. После беседы мне сказали, что перезвонят. Ага, как же…

Но они перезвонили и пригласили меня на обучение! Как я была рада. Такие эмоции. До сих пор приятно вспоминать. Кстати, компания оплатила и перелет в Абу-Даби, и само обучение (оно длилось 6 недель), и проживание/питание. После прохождения подготовки — а она была достаточно серьезной (нас учили основам безопасности на борту, психологии, правилам сервиса, был даже курс по макияжу и прическам) — нужно было сдать экзамен. С чем я успешно справилась.

Куда ты первый раз полетела? Какие впечатления? И во многих странах была?

Первый полет был в Штаты. Но, как всегда, ожидания оказались далеки от реальности: у меня сил хватило после первого перелета только доползти до номера в отеле и вздремнуть. Потом немного прогулялась и  время вылета уже подошло. Мораль сей басни: жизнь стюардессы не такая суперинтересная и динамичная, как может казаться со стороны. Да, бывает время, когда мы можем и достопримечательностями полюбоваться, и по магазинам пройтись, и познакомиться с кем-то, но нечасто.

Времени на все про все — 24/48 часов. А чаще всего бывает так, что прилетаем в новую страну, провожаем пассажиров — и сразу же обратно. И графика у нас как такового нет. Могу о рейсе за 4 часа до вылета узнать. И личной жизни у меня нет (шучу). Существует определенное количество летных часов, которое нужно за месяц отработать. Посетила я, кажется, более 50 городов. По факту самих перелетов было больше, просто некоторые рейсы  дублируются.

Вся эта воздушная тема пользуется большим успехом в культуре: уже сколько фильмов снято про перелеты, стюардесс и заложников. Книжные сюжеты тоже не сосчитать. А все потому, что борт самолета — место специфическое и будто созданное для возникновения курьезных ситуаций. У тебя есть, скажем, личный топ-10 самых запоминающихся рабочих моментов?

У меня что ни перелет, то топ-100странных ситуаций. Всего не запомнить, но есть фавориты. Например, мужчина, который специально оторвал дверную ручку туалета и хотел забрать ее себе…

Сразу 2 вопроса возникают: каким образом он это провернул и зачем она ему была нужна?

Да-да, но это мы уже не уточняли. Еще запомнились почти начавшиеся роды на борту — это прямо классическая ситуация из фильма. Но все обошлось.

Как-то попали в зону сильной турбулентности, мужчина чуть ли не силой заставлял принести ему парашют, прыгать собрался на полном серьезе.

Кстати, каковы шансы спастись, если самолет падает? Они есть вообще?

Выжить после падения реально. Но бывают разные аварийные ситуации, каждую нужно отдельно рассматривать. Если кратко, то нужно соблюдать все правила безопасности: бортпроводники перед полетом всегда предоставляют нужную информацию. Есть также инструкция на спинке кресла, которое находится перед пассажиром. Расположение аварийного выхода, все о кислородных масках, что делать со спасательным жилетом — там все указано. Очень важный момент — во время полета держать ремень застегнутым, он не просто так установлен. Если ситуация настолько критическая, что самолет просто плашмя падает на землю, большая часть пассажиров должна выжить. Первичный удар может несильно навредить, главное — вовремя всех эвакуировать.

Сама не боишься летать? Не возникают мысли о возможном плохом исходе полета?

Не боюсь, но понимаю, что всякое в жизни бывает. Стараюсь не думать об этом, тем более, что уверена и в технике, и в навыках пилота. Тут очень кстати приходится мысль о том, что автомобильные аварии случаются намного чаще, чем падения самолетов. А вообще самолет признан одним из самых безопасных способов передвижения, так что я спокойна на этот счет.

Были когда-нибудь такие моменты, когда ты хотела все бросить? Вот прямо не могла сдержаться?

Знаешь, нет, сильно никогда не психовала. Ситуаций, по-настоящему тяжелых психологически, еще не было, к счастью. Пассажиры попадались на редкость адекватные (не считая истории с дверной ручкой, но это даже забавно). Тяжеловато с детьми иногда приходится, но у нас есть люди, которые во время перелетов работают именно с ними, эдакие воздушные няни. Для меня в работе самое тяжелое — это разлука с родителями, друзьями. Жить мы должны в стране компании-работодателя, время от времени приезжая домой. Так что по родственникам очень скучаю. Только из-за этого иногда возникают мысли из серии «А оно того стоит?». Но отпускает быстро.

Давай еще немного о грустном: стюардессы рано выходят на пенсию. И профессия эта все-таки не предполагает серьезного карьерного роста. Какие у тебя планы на жизнь?

Я бы не сказала, что это грустная тема. Да, на пенсию выходят действительно рановато, особенно следят за этим в иностранных авиакомпаниях. Если, скажем, в российских или беларуских компаниях хорошо выглядящих стюардесс могут держать на месте лет до 45, то у нас такой номер не пройдет. Средний пенсионный возраст здесь — 35 лет. Бывает и так, что девушки уже в 25 завершают карьеру из-за, например, проблем со здоровьем.

А перспективы у стюардесс в отставке неплохие. Многие отлично владеют несколькими языками, так что можно спокойно идти преподавать. Еще распространенный вариант — запуск собственного бизнеса. Сферы разные могут быть. Многие девочки, с которыми я работала, сейчас неплохо освоились в этом деле. А все почему? Потому что здесь, работая стюардессой (казалось бы, обслуживающий персонал, но все же), можно собрать неплохой стартовый капитал, чтобы раскрутиться на родине.

Стартовый капитал? Какая же у тебя зарплата?

Так и хочется уклончиво ответить: на жизнь хватает. Сразу в доллары буду переводить. Пока я летаю в эконом-классе, у меня фиксированная ставка —1200 долларов. Плюс есть такое понятие, как «налет» или «летный час». Он у меня составляет примерно 16 долларов. В месяц этот налет плюс-минус 90 часов, значит я получу за это время около 1400 долларов. И прибавляем сюда ставку. Получается, что моя средняя месячная зарплата —2600 долларов. При этом за жилье я не плачу, на еду/одежду/развлечениятрачу не так уж много. Хотя для ОАЭ 2000 долларов — такая себе заработная плата. Здесь в среднем получают по 8000.

Неплохо. А мужчины у вас работают в качестве стюардов? Если да, то они столько же получают? 

Да, есть несколько ребят. Один тоже, кстати, из Беларуси. Но их значительно меньше, и на собеседовании к ним предъявляется больше требований. Некоторые считают, что это якобы не мужская профессия. А с чего бы? Просто все при слове «стюардесса» представляют именно девушку: молодую, симпатичную. А если будет молодой и симпатичный стюард, в чем проблема? Ведь работу все одинаково хорошо должны выполнять. Обязанности и зарплата у нас одинаковые.

Раз у нас такое анонимное интервью, может, расскажешь о каких-то рабочих нюансах?

Сразу скажу: не бывает ничего идеального, в каждой сфере есть темные пятна. В компании, где я работаю, все более-менее гладко. По крайней мере, для клиентов. Со стороны персонала всегда будут претензии: где-то летные часы не добавили, руководство может сэкономить на съемном жилье для нас, придирки к рабочей форме. У меня, кстати, в контракте прописаны даже обязательные макияж с укладкой: т.е.помада обязательна (и красного цвета), волосы собраны определенным образом, шапку дурацкую вместе с формой нужно надевать.

В беларуских авиакомпаниях, насколько я знаю, таких нет. К чему точно могу придраться — очень грязная емкость, в которой мы воду для чая нагреваем. Один раз заглянула и ужаснулась. Приходится, когда есть время, самой отмывать. Еще советую задуматься насчет подушек, одеял, наушников в самолетах. Их редко меняют. Очень редко. Так что лучше со своими.

В целом мне нравится работать стюардессой. Потому что, несмотря на все нюансы, у нас неплохая зарплата, длинный отпуск, классный коллектив. И, конечно же, никуда без пресловутой «летной романтики».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правовая информация

ООО БИНКЛБАЙ УНП 291432476

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: