Войти с помощью: 
Войти с помощью: 
Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Бинокль” узнал историю Бре Баттла.


Российский “Versus Battle” быстро набрал обороты. За четыре года площадка для рэп-баттлов стала целым культурным феноменом. О них пишут крупные СМИ, итоги комментируют медийные личности, начиная Ксенией Собчак, заканчивая Дмитрием Быковым, а самый просматриваемый баттл подкрадывается к отметке в 40 миллионов просмотров.

“Versus Battle” стал идейным вдохновителем для появления аналогичных площадок в России и за её пределами. Так в 2013 году в Бресте появилась платформа для рэп-баттлов под названием “Бре баттл”. Мы встретились с его организатором и ведущим Кириллом Щегриковичем и участником “Бре Баттла” Пашей Сацем и поговорили о возникновении рэп-баттлов в Бресте, о местных МС и о том, чего не хватает “Бре Баттлу”, чтобы стать вторым “Versus Battle”.

Мы встречаемся с ребятами в парке “1-го мая” на месте бывшего картодрома. Граффити и покрышки, видавшие жизнь, располагают к беседе о музыке и культуре улиц. Кирилл – человек в рэпе не случайный. Выступая под псевдонимом Крим, он делил одну сцену с такими мастодонтами жанра, как Oxxxymiron, Смоки Мо, ЛСП, Loc Dog и Стим. Он и начинает свой рассказ:

 “Всё началось с просмотра “Versus Battle”. Меня он зацепил, и я решил попробовать сделать рэп-баттлы в родном городе. Начал искать место, договариваться со спонсорами. Они нужны были для того, чтобы оплачивать место проведения баттлов. В итоге мы нашли студию звукозаписи с прилегающей к ней территорией, которая находилась на Вульке. Под открытым небом мы начали снимать первые выпуски. Так вышло, что нам удалось договориться с руководством о безвозмездной аренде”.

Кирилл говорит, что вопрос заработка изначально не стоял, всё делалось из живого интереса. Денег они не брали ни за участие, ни за вход на баттлы – это было принципиальной позицией. На первые выпуски участников набирали из знакомых рэперов и МС.

Я обзванивал рэперов и старался подобрать пару противников так, чтобы между ними были конфликты. Зачастую они возникали из-за войны в интернете: не понравился трек – раскритиковал, и пошло-поехало. Участников я всегда набирал с запасом: люди могли сливаться. Поэтому на один выпуск приглашалось четыре пары, и обязательно одна-две не приходили: могли забыть текст или просто боялись облажаться.

Я сам видеооператор и на съемки приглашал своих знакомых ребят, которые занимаются видеосъёмкой. Первые три раза мы снимали на улице, и первый баттл между Маньякиным и Бронксом по накалу страстей, на мой взгляд, был лучше, чем первый выпуск на “Versus Battle”, – делится Кирилл.

После трёх выпусков ребятам отказали в аренде. Пришлось искать новое место дислокации. Им стал арт-клуб Кирпич.

Аренда у клуба платная. Мы пришли к руководству и попытались договориться о безвозмездном предоставлении площадки. Мы им рекламу, они нам – помещение клуба. Поначалу они упирались, но в итоге согласились.

В судейский состав входило три человека. Постоянными были двое: Сайрон и Виталик, хозяин магазина “Faster”. Третий участник судебной коллегии постоянно менялся. Сайрон — рэпер старой брестской школы, его все знают и уважают. По своей природе он правдоруб и всегда даёт конструктивную критику. Виталик увлекался в детстве хип-хоп культурой и знает Семью Буга – первопроходцев брестского рэпа. Он же и был нашим первым спонсором. Иногда предоставлял одежду из своего магазина в качестве призов. Вторым спонсором стал магазин “Green Star”. По взаиморекламе они сделали нам баннер и бейджи участникам”.

 
 
 
 
 

Баттлы ребята снимали по выходным каждую неделю. Участникам на подготовку давалось около двух недель, а видео не проходило склейку. Как и в “Versus Battle”, у брестского аналога баттл состоял из трёх раундов. Длительность всего поединка – около 20 минут. Кульминацией для Бре Баттла стал турнир с минским “Корона-Баттл”. На него пришло около ста человек.

“Минский турнир появился немного позже нашего. Некоторые участники “Бре Баттла” ездили в Минск, и нам стало интересно сразиться с ними. Мы пригласили их к себе в Брест. С нашей стороны выступал Паша aka Bone Hell, с их – MiHaN1k. По сути это был формат последнего выпуска “Versus Battle” между Оксимироном и Гнойным, которые представляли две площадки – “Versus” и “Слово”. Судей было четверо: двое с нашей и двое с их стороны. Оба МС были сильными, и баттл получился мощным и зрелищным”.

Тогда была ничья, – рассказывает Паша. Их судьи отдали голос мне, наши – моему сопернику. Я участвовал трижды в баттлах: одно поражение, выигрыш и ничья”.

Наши собеседники говорят, что фильтров по отбору участников не было. В баттлах могли участвовать люди, которые даже не имеют отношения к музыке и не проживают в Бресте. Половина участников “Бре Баттла” – родом не из Бреста. Для некоторых эта площадка стала стартом: так Сэм Данк прошёл отбор в лигу “Versus Battle” под названием “Fresh Blood”.

Ребята рассказывают, что на обычные баттлы приходило в среднем по 40-50 человек. “Бре Баттл” стал первой площадкой рэп-баттлов в Бресте. До них проводились импровизированные фристайл-баттлы.

Они проходили на улицах, собирались люди, скидывались условно по рублю – это было призовым фондом. На моей памяти такие баттлы были немногочисленны: на них собиралось около 30 человек, – продолжаетПаша.

Когда я был маленьким, подхватывает Кирилл, – баттлы проводились между Ковалёвкой и Вулькой – там, где сейчас строят футбольный манеж. Все приезжали на машинах, набивалось около 200 человек. Включалась музыка и люди фристайлили – это было мощно”.

Рэп-баттлы – испытание не для слабонервных. Участники пытаются задеть друг друга панчами, иногда переходя границы. Так на одном из поединков чуть не дошло до драки.

Это был баттл с участием Прокси. Его оппонент перешёл грань дозволенного, ещё бы пару панчей – и пришлось бы участников разнимать. Соперник Прокси забывал слова, пытался фристайлить, но получалось плохо, – рассказывает Кирилл. – Я считаю, что панчи должны быть с юмором и сатирой. Врать нельзя ни в коем случае”.

Ребята говорят, что из-за того, что МС постоянно сливались, снято было 12 выпусков, хотя планировалось больше. В этом они видят положительную сторону: лучше делать баттлы с хорошими МС, чем штамповать посредственный видео-контент. По этой причине они и перестали снимать баттлы. Последнее видео датируется сентябрём 2015 года.

Дело шло к большому турниру. У нас объявился спонсор, который готов был выложить со своего кармана 100$ для призового фонда. Но мы не набрали участников, и идея повисла в воздухе. Заявок было много, а вот сильных участников – не очень. Наши планы были обширными: делать баттлы между поэтами, провести фристайл-баттл. Главная проблема – отсутствие заинтересованных и, главное, сильных МС, – делится Кирилл.

В конце разговора собеседники говорят, что каждые полгода вспоминают о “Бре Батлле” и хотят его реанимировать. Идея жива – нужны лишь достойные участники:

Например, в Минске есть крутой фристайл-рэпер, который зарабатывает этим на жизнь. Он победитель неоднократных турниров и чемпионатов. Если его пригласить в Брест на турнир, соперники нужны соответствующие, но у нас их днём с огнём не найдёшь. А вообще, круто было бы организовать баттл уровня Тони Тунайт vs Buzz. Я думаю, что о таком поединке краем уха услышал бы сам Ресторатор”, – улыбается и резюмирует Кирилл.

Из разговора с ребятами мы поняли, что «Бре Баттл» не умер. Ему просто нужна свежая и талантливая кровь. Если тебе интересна эта идея, добро пожаловать в сообщество ребят. Возможно, ты – будущая звезда рэп-баттлов, которая сможет поднять беларуский хип-хоп с колен.

Фото – Роман Чмель, из личного архива героев

Правовая информация

ООО БИНКЛБАЙ УНП 291432476

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: