Войти с помощью: 
Войти с помощью: 
Пароль будет отправлен вам на e-mail.

2018 стал особенным для даты, которую учителя истории в школах произносят бегло, а ученики стараются не засорять мозг лишней оппозиционной информацией. Впервые в Беларуси в компанию из маршей, митингов, спичей и молебнов за независимость органично вписался развлекательный контент —  концерт и все из него вытекающие. Планку задала столица, остальные подтянулись. Брест не остался в стороне и организовал уличный фестиваль в центре города, на площади Свободы. О том, как брестчане праздновали столетие БНР, — в нашем репортаже. 


Особенность празднования Дня Воли в этом году — его легализация. Предварительная картинка со стороны официальных властей выглядела красиво: «Мы разрешаем вам митинг-концерт, вы не занимаетесь коллективной ходьбой с флагами по центральным частям города». Как только это стало известно — в короткие сроки развернулась огромная промо-кампания: краудфандинг, реклама на торговых центрах, публикации в СМИ. Однако, чем ближе был праздник, тем больше поступало тревожных звоночков: студентам переносили пары, проводили информационные часы и настойчиво предлагали остаться дома. Они ведь понадобятся для других праздников.

Первая половина воскресного дня только усилила тревогу. В Минске начали задерживать участников несогласованного марша, за который выступал Статкевич. Брестчанам опасаться было нечего: все проходило с разрешения горисполкома на оговоренной территории. Чтобы не мешать людям радоваться весне, жизни и немного независимости, было оцеплено движение. На входе — милиционеры с опознавательными знаками, через дорогу — без. В воздухе парил одинокий дрон (искренне надеемся увидеть четко смонтированный тайм-лапс).

Казалось, что воскресная пришвиновская погода, неплохой лайн-ап музыкантов и бесплатность всего происходящего привлекут как минимум то количество горожан, которое из года в год собирает «Город Света». Но нет. На площади Свободы перед началом концерта наш глазометр насчитывал около 400 человек. «Фотографов больше, чем людей», — прокомментировала девушка на входе.

Помимо музыкального удовольствия можно было получить удовольствие душевное и материальное. Для первого шли к фотозоне и детскому мастер-классу, где подрастающие беларусы рисовали Погоню. За вторым смело отправлялись в «краму #БНР100», где можно было приобрести сувенирную продукцию с национальной символикой от магазина «Князь Вітаўт», бренда «Moj rodny kut» и др. В «друкарне #БНР100» все желающим бесплатно наносили тематический принт на любой вид одежды.

Первыми на музыкальную сцену вышли Gad Goddeu — брестская команда, играющая музыку времен, когда беларусов называли «ліцвінамі», а саму Беларусь — ВКЛ. Залихвацкий фолк, при прослушивании которого хочется пригубить медовухи и пуститься в пляс. Последнего очень не хватало: публика была скована и сосредоточена в большинстве своем на флагштоках. В некоторых моментах все вели себя настолько скромно, что мы то и дело перешучивались: «А не массовка ли это одного из заводов?».

Даже после того, как на сцену вышли Zolki Band (местные просветители по части беларускоязычного дзен-космоса) с просьбой «Дайте шуму», — его больше не стало. Как после скажет один из посетителей фестиваля: «Группы молодёжные, публика — нет». Справедливости ради стоит отметить, что люди постоянно менялись. Фестиваль как прямой эфир в Instagram: людей вроде бы немного, но общая цифра посетивших наверняка может перевалить за тысячу.

К аплодисментам, адресованным музыкантам, иногда добавлялись одинокие, но четкие скандирования «Жыве Беларусь». Группы, в свою очередь, благодарили не только публику, но и тех людей, которые в воскресенье работают. Так, Zolki Band респектнули работникам МЧС, сделав таким образом иронический пассаж в сторону правоохранительных органов.

За регулирование выступлений музыкантов и общение с публикой между паузами отвечал гомельский поэт Алесь Плотка aka Baisan. Читал стихи, объявлял конкурсы. Делал это грамотно, без похабного свадебного налета, которым часто грешат деятели культуры. На одно из стихотворений поэта брестская группа Сразу Май записала песню «Муза». Эти ребята и выступили следующими.

Холодные порывы ветра потихонечку сдували людей с площади Свободы, но выступления Спрат и B:N прошли на уровне. Обе группы вернули ностальгирующей «околотридцатилетней» молодежи свой 2006-й, площадь Калиновского, Милинкевича и вот это вот всё.

Хедлайнерами феста были минчане Relikt, которые ещё чуть-чуть и потеснят Юру Стыльского с частотностью концертов в нашем городе. Ребята всё делают на уровне: к музыкальной, вокальной и текстовой составляющим если кто и может подкопаться, то только великий и могучий Конрад Ерофеев.

Фестиваль продлился 5 часов и стал историческим событием для города. Вместо митингов, шествий и зачитывания резолюций такой формат стал попыткой привлечь горожан к истории Беларуси. Он априори не мог собрать с первого раза битком набитую площадь: шторы на глазах людей быстро не открываются. Многие по-прежнему видят в этом исключительно политическую акцию оппозиции. Однако, несмотря на все свои недостатки и консервативность, оппозиция сделала первый шаг в сторону общества. Самое время и обществу присмотреться.

В первый раз фестиваль напоминал знакомство с родителями жениха/невесты. Все друг к другу присматриваются, ведут себя скромно, не шумят. В этот раз было много флагов, мало шума. Надеемся, что в следующий всё будет с точностью да наоборот. Люди будут шуметь и веселиться, ведь свобода, воля и независимость — нематериальные ценности, к которым должен стремиться человек. Флаги и гербы — всего лишь промежуточные инструменты на пути к этой цели.

Фото — Роман Чмель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правовая информация

ООО БИНКЛБАЙ УНП 291432476

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: